Турецкий рельсотрон, или альтернатива будущего оружия

Турецкий рельсотрон, или…

Военные Турции с гордостью объявили о тестах своего рельсотрона Şahi 209 Block II. Поздравлять стоит, или…? Скорее, всё же «или».

Очевидно, что оружейный интернет взбудоражен, активно перепечатывая фото и видео, снятые турецкими военными, однако, полагаю, не стоит торопиться с выводами и заранее причислять Турцию к «рельсотронному клубу», как поспешили некоторые СМИ.

Пушечка, если честно, довольно небольшая. Калибр у нее составляет 35 мм. Вес снаряда равен 1 кг.

«Электромагнитного импульса достаточно, чтобы с высокой эффективностью воздействовать на цель на дистанции до 50 км».

«До 50 км» включает в себя и 1 км, и 10 км. Трудно сказать, кого и каким образом там «эффективно» может поразить килограммовая фитюлька на таком расстоянии, да и насколько точно она попадёт.

В целом, эксперимент был осуществлен с надеждой на успех. Похоже, что выстрелы состоялись, и не один раз. А вот показать, куда именно были направлены выстрелы, — естественно, молчание, ведь это военная тайна.

Турецкий рельсотрон, или…

Кстати, хочу отметить, как турецкие операторы всё показали. С лёгким намёком на то, что орудие мобильное, в отличие, скажем, от громоздкого американского образца. Колёсное шасси и всё такое…

Турецкий рельсотрон, или…

Однако существует и другая, не обрезанная фотография, на которой отчетливо видно, что мощность «батарейки» у установки довольно скромная. 

Турецкий рельсотрон, или…

Интересно оценить, каким образом американцы организовали процесс создания рельсотронов. 

Турецкий рельсотрон, или…

Очевидно, что у американцев артиллерия оформлена значительно более внушительно. При этом снаряд американцев весит 16 кг по сравнению с 1 кг, а калибр не маленькие 35 мм, а вполне серьёзные морские 127 мм.

Но насколько сейчас оправдано воспринимать рельсотрон в качестве оружия всерьез?

Среди многих разумных людей сложилось мнение, что этого делать не следует. Основания для такого вывода заключены непосредственно в устройстве рельсотрона.

Здесь важно понять сам принцип работы этого удивительного оружия. Чисто физические основы. Подробности рассматривать не буду, их легко найти, всего два компонента. Источник энергии, который я назвал батарейкой (на самом деле это конденсатор), и пусковое устройство. Пусковое устройство, вкратце, представляет собой два параллельно расположенных проводника, за что его и прозвали рельсотроном.

Турецкий рельсотрон, или…

На рельсовые проводники подают очень мощный токовый импульс. Возникает процесс, похожий на замыкание, аналогичный сварочному, и между электродами-рельсами вспыхивает плазменная дуга. 

Ток начинает течь через плазму от одного электрода к другому. Возникающее в результате электромагнитное поле обладает большой силой и оказывает влияние на все устройство. 

Поскольку рельсы в корпусе закреплены жёстко, далее происходит следующее: начинает действовать сила Лоренца, приводящая в движение заряженные частицы при помощи электромагнитного поля. Другими словами – плазму. В данном случае именно плазма является единственным движущимся элементом. 

Сила Лоренца не учитывает действие Третьего закона Ньютона, из-за чего движение происходит с очень большим ускорением. В результате плазма начинает перемещаться по каналу (если можно так назвать) ствола.

Такой сгусток плазмы часто называют «плазменным поршнем», он выполняет роль, аналогичную пороховому заряду в огнестрельном оружии. Обычный снаряд при воздействии подобных сил просто бы испарился. Поэтому снаряды рельсотрона представляют собой простые болванки из очень тугоплавкого материала, предназначенные для поражения целей исключительно за счет накопленной кинетической энергии.

Турецкий рельсотрон, или…

Правда, этой энергии они запасают огромное количество.

Читайте также Против кого американский флот создаёт новое вооружение

Также существует аналог артиллерийского пыжа – металлическая прокладка, расположенная между плазмой и снарядом. Она предотвращает преждевременное испарение снаряда и, испаряясь под воздействием высокой температуры, служит дополнительным источником питания для плазмы.

В целом, многие специалисты уверены, что рельсотрон, даже без болванки, является полноценным оружием, так как способен выстреливать сгустками плазмы, разогнанными до чрезвычайно высокой скорости – порядка 50 км/с.

При этом скорость снаряда при вылете может достигать 15 км/с. Максимальная скорость артиллерийского снаряда на пороховой основе составляет около 2 км/с.

Однако повторю: забываем про фугасные, осколочно-фугасные, кассетные, шрапнельные и другие виды снарядов, ведь предназначение рельсотрона — болванка, ускоренная до крайне высокой скорости.

С тем, как работает устройство, разобрались, теперь обсудим его использование.

Смотрим правде в глаза, боевого применения у него было не так много. Однако для начала обратим внимание на сильные стороны, которые американцы великолепно описали в своё время:

1. Чрезвычайно высокая скорость снаряда. В боевых ситуациях достигает до 10 км/с. Хотя возможно и превышение этой скорости, это бессмысленно, поскольку сопротивление воздуха и трение остаются, замедляя снаряд. К тому же возникает перегрев.

2. Пробивная мощность. Без сомнений, благодаря высокой скорости твердосплавный снаряд способен пробить любую броню, это неопровержимый факт. Более того, даже активная защита вряд ли сможет помочь, так как взрывчатое вещество внутри просто не успеет сработать вовремя.

3. Значительная дальность прямого выстрела. Она достигает 8–9 км, при этом снаряд преодолевает это расстояние менее чем за секунду. Это действительно поражает, ведь избежать такого удара невозможно даже для самолета. О танке и говорить не приходится.

Читайте также »   Возможно ли, что Венесуэла сможет противостоять военной агрессии со стороны США?

Кроме того, мне кажется, что рельсотрону крайне легко будет справляться с прицеливанием. Даже при стрельбе на дальние дистанции. А при стрельбе на близком расстоянии (от 3 до 8 км) вовсе не потребуется задумываться о таких вещах, как упреждение или корректировка на ветер. Просто стреляй прямо, промахнуться практически невозможно. Высокая скорость снаряда решит всю задачу.

4. Дальность стрельбы. Специалисты полагают, что снаряд рельсотрона способен эффективно действовать на расстоянии до 300 км. С одной стороны, это выглядит как альтернатива ракетам, с другой – данный снаряд предназначен для точечных поражений и не способен полностью разрушить обширную территорию.

5. Недорогие и простые боеприпасы. Действительно, снаряд из вольфрама в алюминиевой оболочке стоит недорого. Взрывчатое вещество внутри не требуется: во-первых, оно не выдержит ускорения, а во-вторых, снаряд, разогнанный до такой скорости, при ударе произведет эффектный мощный удар, который может превзойти действие любой взрывчатки. Тем не менее, экономия на боеприпасах и их простое хранение с лихвой перекрываются высокой стоимостью самого рельсотрона.

Что касается недостатков, то стоит отметить, что они явно превосходят все достоинства:

1. Источники питания. Именно здесь кроется главная сложность, так как рельсотрон оптимально работает вблизи электростанции. Конденсаторные батареи, задействованные для осуществления выстрела, требуют подзарядки. Принимая во внимание мощность современных устройств, составляющую всего 25 МВт, речь о мобильных энергетических установках вообще не ведется; на практике речь идет лишь об укрепленных районах на суше или охране стационарных объектов в роли ПВО. Важно подчеркнуть, что всё это происходит именно рядом с электростанцией.

Читайте также  США представили концептуальное изображение артиллерийского рельсотрона Blitzer

Желательно, чтобы у нас был корабль класса эсминца или выше, предпочтительно оснащённый атомным реактором.

2. Стоимость. Речь здесь идет не о цене боеприпаса, а о цене ствола. Плазменное воздействие практически разрушает ствол, и тысяча выстрелов пока остается недостижимой целью. По некоторым источникам, с учетом износа ствола, стоимость одного выстрела составляет приблизительно 25 000 долларов. Можно сказать, что это немало, хотя и оправдано возможностью одним выстрелом уничтожить более дорогостоящую технику, такую как танк или самолет.

3. Маскировка. Ситуация настолько безнадежна, что скажу вкратце: данное устройство выдает своё положение при первом же выстреле, и опытному противнику не остается ничего другого, кроме как направить в сторону источника ЭМИ-помех несколько крылатых ракет. Это действительно работает, кто сомневается — обратитесь к Дудаеву. Там ракета дошла до телефона, а здесь…

Кстати, даже без ЭМИ звуковые эффекты остаются на уровне. Нагретая плазма, вырываясь из ствола, что при этом происходит? Верно, она расширяется. И шум при этом получается более чем достойным.

В целом, на данный момент это нельзя назвать полноценным оружием. Даже при большом оптимизме. Да, рельсотроны существуют не только как экспериментальные образцы, но и продолжают развиваться. Однако о реальном боевом использовании пока говорить не приходится, равно как и делать какие-либо ставки на этот тип вооружений.

Пример есть – это «Замволт». Рельсотрон планировалось устанавливать именно на этот корабль. Мощности силовой установки эсминца это позволяет. Но если задуматься, то какой смысл в малозаметности эсминца, если после первого же выстрела он сразу же окажется на всех радарных экранах? Далее остается лишь вопрос скорости реакции противника на этот выстрел.

Рельсотрон на авианосце типа «Форд»? Да, скорее всего, это будет более подходящее решение. Но действительно ли он необходим? Эта уникальная пушка, стреляющая снарядами на расстояния в 300 или 400 км (мы пока даже не обсуждаем точность и вероятность промаха), могла бы оказаться полезной. Если бы в ударной группе не было 50 истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F Super Hornet, каждый из которых способен доставить на 2000 км до 8 тонн разнообразных боеприпасов и применить их. А вот с самолетами этот замысел выглядит откровенно сомнительно.

Когда речь заходит о сухопутном рельсотроне, ситуация становится еще хуже. Первый же выстрел, раскрывающий его позицию, может стать фатальным, ведь противнику не нужно напрямую атаковать сам рельсотрон. Достаточно нанести удар по электростанции, которая его питает, и результат будет отличный: рельсотрон перестанет работать, а целый район останется без электричества.

Таким образом, если морская установка рельсотрона не вызывает существенных сомнений (кроме вопросов эффективности), то сухопутный вариант из-за своей подвижности и уязвимости пока не внушает никакого оптимизма.

Без сомнения, с прогрессом в нужных технологиях рано или поздно рельсотрон способен стать полноценным оружием. Однако это лишь вопрос времени, причем многие считают, что пройдет весьма длительный период, прежде чем это случится.

Турецкий рельсотрон, или…

Поэтому не стоит торопиться с поздравлениями турецким военным по поводу удачного эксперимента. В вопросах курдов рельсотрон никак не окажется полезным.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/