В последний раз автор обращался к теме неатомных подводных лодок ВМФ РФ в январе 2018 года, то есть более чем год назад. Давайте рассмотрим, какие изменения произошли с тех пор.
Итак, год назад основу наших подводных неатомных сил составляли 15 дизель-электрических подводных лодок третьего поколения проекта 877 «Палтус», из которых, по мнению автора, 12 находились на службе в флоте, а 3 – проходили ремонт. К сожалению, данный прогноз автора оказался слишком оптимистичным.
Суть в том, что две дизель-электрические подводные лодки Тихоокеанского флота — «Святитель Николай Чудотворец» и «Нурлат», которые он относил к числу «готовых к походу и боевым действиям», на самом деле без конца ожидали ремонта на «Дальзаводе». Более того, одна из лодок, которую он полагал проходящей ремонт, скорее всего, тоже простаивала. Речь идет о дизель-электрической подводной лодке «Ярославль», выполнявшей службу на Северном флоте.
Изначально планировалось отправить корабль на средний ремонт с модернизацией еще в четвёртом квартале 2016 года, однако, вероятно из-за различных кризисов и изменений в бюджете Министерства обороны, средства на это так и не были выделены. В итоге дизель-электрическая подводная лодка была выведена из эксплуатации, но ремонт на заводе в «Ярославле» до сих пор не приступил.
Следовательно, к началу 2018 года в составе ВМФ РФ числилось 10 действующих «Палтусов», 3 находились в резерве, а 2 проходили ремонт. Что же произошло после этого?
Из положительного: в марте 2018 года завершился ремонт ДЭПЛ «Дмитров», и она вновь вошла в состав Балтийского флота. В остальном ситуация, как и ожидалось, ухудшилась — одна из самых старых лодок этого типа, «Выборг», выведена из эксплуатации и ожидает переоборудования в музейный корабль. Конечно, появление новых кораблей-музеев — это замечательно, но списание даже старой лодки, учитывая общий дефицит таких судов в ВМФ России, вызывает огорчение.
Таким образом, на данный момент в нашем распоряжении осталось 14 «Палтусов», из которых 3 наиболее старые субмарины (введённые в строй в 1988 году) находятся в отстое и, вероятно, уже никогда его не покинут. К тому же единственная их «ровесница» — «Выборг», которая до недавнего времени числилась в составе БФ, также была выведена из активной службы. С большой долей вероятности можно утверждать, что история «исходного» проекта 877, включавшего все эти четыре корабля в ВМФ РФ, завершена: остальные подводные лодки, входящие в состав флота, представляют собой различные модификации проекта 877 (877ЛПМБ, 877М, 877ЭКМ и 877В).
Можно сказать, что в 2019 году флот располагал 11 подлодками проекта «Палтус», из которых 10 оставались на боевом дежурстве: 6 находились на Дальнем Востоке, 3 – на Северном флоте и 1 – в Балтийском регионе. Черноморская подлодка «Алроса» проходила ремонт в Севастополе, а её возвращение во флот было запланировано на 2019 год. Впрочем, изначально ремонт планировали завершить в 2015 году, затем – в 2017-м, потом – в 2018-м… И теперь снова обещают сдать лодку в этом году. Остаётся только надеяться, что это обещание всё же будет выполнено, особенно учитывая, что российское руководство выделило восстановление судостроительных мощностей Крыма в число приоритетных задач – возможно, после этого процесс сдвинется с места.
Если всё-таки «Алросу» вернут в состав флота, она покинет Черноморское море и перейдёт в Балтийское, чтобы общее число дизель-электрических подводных лодок Балтийского флота снова достигло 2 единиц, как это было до списания «Выборга». При этом Черноморский флот полностью останется без подлодок проекта 877, но это не играет существенной роли, поскольку в период 2014-2016 годов флот получил на вооружение шесть более современных и мощных судов проекта 636.3. Фактически сегодня именно Черноморский флот лидирует по количеству дизель-электрических подводных лодок среди четырёх военных флотов Российской Федерации.
В рамках одной из редакций ГПВ 2011-2020 было объявлено о строительстве дополнительно 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Такая потребность возникла после того, как стало понятно, что массовое производство современных ДЭПЛ 4-го поколения «Лада» проекта 677 не удастся начать до начала 30-х годов, а возможно, и вообще никогда, поскольку головная субмарина столкнулась с многочисленными сложностями, которые упорно не решались.
Известно, что лодки проекта 636.3, обладая рядом преимуществ, являлись модернизацией «Варшавянок», которые, в свою очередь, представляли собой экспортные версии «Палтусов». Эти корабли превосходят оставшиеся отечественные ДЭПЛ проекта 877 по своим характеристикам, однако уже не относятся к передовому уровню военно-технического развития. Можно с уверенностью утверждать, что лодки проекта 636.3 морально устарели.
Однако ясно, что срок службы «Палтусов» подходит к концу, ведь самая молодая из них, «Могоча», уже эксплуатируется на протяжении 25 лет. Поскольку серийное производство проекта 677 не удалось наладить, возобновление выпуска дизельных подводных лодок 636.3 для Тихоокеанского флота стало единственно возможным решением.
Однако планы — это одно, а их реализация — совсем другое дело. Стало ясно, что огромные запланированные расходы на ГПВ 2011-2020 годов в размере 20 трлн рублей, основную часть которых следовало освоить в период с 2016 по 2020 годы, стране оказались не под силу. В итоге руководство России было вынуждено отказаться от ГПВ 2011-2020 годов, заменив её новой программой ГПВ 2018-2027 годов.
К сожалению, в СМИ не были подробно раскрыты детали новой государственной программы вооружений, известно лишь одно – ее бюджет окажется значительно меньше, чем предполагалось для предыдущей ГПВ. Тем не менее, в этой ситуации нашлось и положительное: планировалось сохранить текущий уровень финансирования, то есть расходы на ГПВ 2018-2027 годов рассчитывались таким образом, чтобы Вооруженные Силы РФ не получили менее средств, чем сейчас.
Однако, раз уж заговорили об уменьшении финансирования, то естественно появились опасения относительно судьбы шести ДЭПЛ проекта 636.3 для ТОФ. Особенно учитывая, что несмотря на очевидное высвобождение производственных мощностей АО «Адмиралтейские верфи» после возведения черноморских ДЭПЛ, было заложено всего два новых корабля. Речь идет о Б-274 «Петропавловск-Камчатский» и Б-603 «Волхов», официальная закладка которых произошла 28 июля 2018 года. Автор статьи всерьез задумался, что на этих двух подлодках дело и остановится…
Однако, кажется, что ситуация еще может сложиться позитивно. Итак, первая радостная новость: 28 марта 2019 года прошла церемония спуска на воду головной ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.
Фотографии с церемонии спуска Б-274 «Петропавловск-Камчатский»
Однако наиболее приятным является то, что блог bmpd в статье, посвящённой этому радостному событию, также сообщил о начале строительства следующих двух ДЭПЛ по тому же проекту. Корабли с названиями «Магадан» и «Уфа» уже проходят этап формирования блоков и гидравлических испытаний. Официальная закладка запланирована на 2019 год, при этом bmpd отмечает, что сроки полностью соответствуют ранее подписанному контракту на создание данной серии подводных лодок.
Читайте также Какой должна быть многоцелевая АПЛ ВМФ РФ?
Таким образом, можно утверждать, что минимум 4 из 6 запланированных ДЭПЛ будут построены и включены в состав ВМФ РФ. Что касается двух последних кораблей серии, ситуация пока остается неясной – известно только, что пятую субмарину собираются назвать «Можайск», а имя шестого судна еще не определено, и информации о их закладке пока нет. Однако, как ни странно это звучит, вполне возможно, что это вовсе не грустная, а напротив, очень даже хорошая новость.
Всё связано с развитием подводной лодки проекта 677 «Лада».
Упомянутые выше «Палтусы», а также разработанные на их основе «Варшавянки» представляли собой дизель-электрические подводные лодки третьего поколения, то есть соответствовали тому же уровню технологий, что и американские атомные «Лос-Анджелесы» и советские «Щуки-Б». Вместе с тем, и «Палтусы», и «Варшавянки» во многих отношениях уступали своим атомным «старшим сестрам»: у них была гораздо меньшая скорость под водой, значительно менее продолжительная автономность и сравнительно слабые гидроакустические системы… Однако несмотря на это, «Палтусы» и «Варшавянки» имели одно огромное преимущество — существенно меньший уровень шума.
В определённых обстоятельствах ДЭПЛ могли выступать в роли высокоэффективных «охотников за АПЛ» — патрулируя заданный район, «Палтус» имел возможность обнаружить «Лос-Анджелес» до того, как более мощный гидроакустический комплекс американских атомных субмарин зафиксирует более тихую отечественную неатомную подводную лодку. Кроме того, благодаря своей малошумности, ДЭПЛ проектов 877 и 636 в ряде случаев могли наносить удары по вражеским корабельным группам значительно эффективнее, чем «Щука-Б».
В целом, наши неатомные подводные лодки вполне заслуженно прозвали «Черной дырой». К тому же, по габаритам и цене дизель-электрические подлодки заметно уступают многоцелевым атомным, что, естественно, тоже играло роль.
Однако научно-технический прогресс не останавливается. СССР и США начали разрабатывать многофункциональные атомные подводные лодки четвёртого поколения: у нас это был «Ясень», в США — «Сивулф», а позже «Вирджиния». ДЭПЛ третьего поколения уже не имели прежнего преимущества над ними (а возможно, и вовсе не обладали им), поэтому возникла необходимость создания нового типа ДЭПЛ с боевыми характеристиками, позволяющими занимать ту же роль по отношению к «Сивулфам» и «Ясеням», какую «Палтус» выполнял по отношению к «Лос-Анджелесам» и «Щукам».
К сожалению, разработка ДЭПЛ 4-го поколения в СССР началась с заметным опозданием: проект 677 «Лада» стартовал лишь в 1987 году. Это впоследствии обуславливало все трудности, возникшие в ходе реализации проекта. МАПЛ «Ясень» начали проектировать в 1977 году, и к моменту распада СССР она была во многом готова, что позволило в 1993 году заложить головную лодку серии.
Вероятно, в 1991 году работы над «Ладой» находились на начальном этапе, поэтому её основная разработка проходила уже в «трудные 90-е», что сопровождалось всеми вытекающими последствиями, такими как постоянный дефицит финансирования, распад кооперативных связей и прочими проблемами.
ДЭПЛ «Лада» включала множество инноваций, представляя собой создание совершенно нового подводного корабля. Водоизмещение оказалось меньше, чем у ДЭПЛ проекта 636, численность экипажа уменьшилась, при этом сохранилось прежнее вооружение. Однокорпусная конструкция (двухкорпусная сохранялась лишь в кормовой части ДЭПЛ), внедрение нового электродвигателя, ГАК, БИУС, обновленное покрытие, современные технологии шумоподавления, аналогичные тем, что применялись на «Ясенях», а также новые аккумуляторные батареи, способные обеспечить подводный ход на 650 миль при экономической скорости 3 узла, что значительно превосходит 400 миль у «Варшавянок».
Головная лодка «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году, однако вступила в строй лишь в 2010-м, при этом первые же испытания выявили, что большинство ключевых инноваций функционируют неудовлетворительно.
Боевая информационная система «Литий» дала сбой. Перспективный по замыслу ГАК «Лира», включавший в себя не только классическую антенну, установленную в носовой части лодки, но и дополнительные боковые антенны, расположенные на корпусе ДЭПЛ, а также буксируемую антенну, не соответствовал заявленным техническим характеристикам. Новейшие аккумуляторные батареи, которые предполагалось обеспечить «Ладе» более чем полуторакратное преимущество по дальности хода, неожиданно выдавали мощность лишь на уровне 60% от предусмотренного показателя.
Ожидания, что все эти проблемы — лишь детские болезни, которые быстро устранят, не оправдались. В итоге «Санкт-Петербург» все же передали флоту, но она находилась в опытной эксплуатации, а две последующие серийные лодки, «Кронштадт» и «Великие Луки», были полностью остановлены в строительстве и повторно заложены по доработанному проекту 677Д в 2013 и 2015 годах соответственно.
Тем не менее, и к тому времени оставалась неясной степень разрешения проблем, сопровождающих «Санкт-Петербург». С одной стороны, появлялись отдельные сведения о некоторых достижениях «Санкт-Петербурга». Однако с другой стороны, в 2016 году РИА Новости со ссылкой на анонимного представителя ВМФ РФ сообщали, что командование флота решило прекратить дальнейшее строительство ДЭПЛ проекта 677. Безусловно, «анонимный представитель» — не самый весомый источник, но существовал и куда более серьезный признак, указывающий на неудачу проекта 677.
7 сентября 2016 года был подписан контракт на создание «великолепной шестерки» дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Конечно, «подписать контракт» и «построить» — принципиально разные процессы, но если бы в 2016 году удалось решить проблемы головного корабля проекта 677 или хотя бы была уверенность, что серийные лодки 677Д достигнут приемлемого уровня, то какой смысл тогда было бы строить для тихоокеанских моряков морально устаревшие лодки предыдущего проекта? Хотя дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 представляют собой серьёзную модернизацию «Варшавянок», по боевым характеристикам они всё же не соответствуют подлодкам 4-го поколения.
Все это указывало на то, что проект «Лады» фактически закрыт, поэтому время от времени появляющиеся в 2017 году новости о том, что флот может приобрести еще две такие лодки, воспринимались как маловероятные. Кроме уже упомянутого, существовало еще два довода в пользу этого:
- Прежде всего, эти новости обычно исходили не от представителей ВМФ, а от руководства АО «Адмиралтейские верфи», которые могли интерпретировать желания как факты.
- Кроме того, на тот момент новая ГПВ на 2018-2027 годы еще не была официально утверждена, поэтому любые предположения о том, что именно флот в итоге закажет, скорее напоминали гадание на кофейной гуще, чем достоверную информацию.
Читайте также Подводные лодки и психологическая война. Часть 2
Заместитель командующего ВМФ России В. Бурсук также упоминал о «Ладах»: по его мнению, флот планировал заказывать субмарины проекта 677 в крупной серии. Однако, вероятно, речь шла о тех благоприятных периодах, когда для «Лады» предусматривалась разработка воздухонезависимой энергетической установки.
Учитывая тупиковое положение, в котором оказались наши конструкторы, пытавшиеся разработать такую установку, слова заместителя командира флота звучали как вежливый эвфемизм для выражения «когда рак на горе свистнет». Это было особенно неприятно, поскольку, согласно некоторым данным, «Санкт-Петербург» постепенно устранял свои недостатки. Так, в июле 2018 года в интернете появилась новость с ссылкой на слова руководителя ОСК, что затянувшаяся опытная эксплуатация наконец подходит к завершению, и головной корабль серии 677 будет передан флоту в 2019 году.
Тем не менее, 20 сентября 2018 года случились сразу три весьма занимательных события:
- Во-первых, была спущена на воду вторая ДЭПЛ серии, заложенная по проекту 677 в 2005 году, строительство которой было приостановлено в 2009 году и затем перезаложено по проекту 677Д в 2013 году – это подводная лодка Б-586 «Кронштадт».
- Во-вторых, генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит сделал достаточно неожиданное заявление. По его словам, ДЭПЛ «Санкт-Петербург» в итоге не только подтвердила все заявленные характеристики, но и превзошла их.
- В-третьих, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» вновь сообщил о планах построить еще две ДЭПЛ по проекту 677Д, отметив, что подписание соответствующего контракта намечено на 2019 год.
Безусловно, сомнения продолжают существовать – не пытаются ли генеральные директора «Рубина» и «Адмиралтейских верфей» выдать желаемое за реальное? Если обратиться к тому, сколько раз И. Вильнит упоминал о «почти полностью готовой» анаэробной установке, которую разрабатывало его ЦКБ, то вера в успех проекта 677 значительно снижается и делает это весьма заметно.
Однако 28 марта этого года заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению Игорь Мухаметшин заявил, что производство глубоководных атомных подводных лодок «Лада» проекта 677 (вероятно, все-таки имеется в виду 677Д) будет возобновлено. Причём это произойдёт не в отдалённом капиталистическом будущем, а в ближайшее время: по словам И. Мухаметшина, соответствующие специалисты военного ведомства уже занимаются подготовкой документов для подписания контракта.
Ясно, что одними обещаниями не насытишься, и радоваться стоит лишь после завершения контракта на постройку серии ДЭПЛ проекта 677 (677Д) или хотя бы после завершения опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Однако, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что ситуация с программой неатомных подводных кораблей 4-го поколения вызывает осторожный оптимизм.
К тому же. В последнее время в сети появилось множество материалов, посвящённых анаэробным установкам, которые могли оставить у части уважаемой аудитории мнение о том, что традиционные дизель-электрические подводные лодки полностью устарели и не способны эффективно действовать в современных конфликтах с высокой степенью интенсивности. Однако на самом деле это, безусловно, неверно.
Без сомнения, подводные лодки с ВНЭУ обладают определёнными тактическими преимуществами. Тем не менее, боевой потенциал отечественных «черных дыр» всегда был оценён весьма высоко, и судно следующего поколения с улучшенным ГАК, сниженным уровнем шума и множеством других достоинств станет очень серьёзным подводным противником, даже используя классическую дизель-электрическую установку. Особенно актуально это в случае успешного завершения работ над литий-ионными или другими аккумуляторами большой ёмкости, что значительно повысит автономность российских ДЭПЛ.
В общем, ближайшая перспектива российского неатомного подводного флота выглядит следующим образом. Вероятно, на Балтийском море наши подводные силы будут представлены двумя «Палтусами», а также «Алросой» и «Дмитровым» — оба последних уже прошли ремонт и модернизацию (правда, «Алроса» все еще находится в процессе), и можно рассчитывать, что при своевременном техническом обслуживании эти корабли смогут служить еще около 8-10 лет.
Черноморский флот, который недавно пополнился шестью новыми «Варшавянками» проекта 636.3, в ближайшем будущем не ожидает поступления кораблей аналогичного класса.
Тихоокеанский флот, включающий в себя 6 «Палтусов», вероятно, будет постепенно переоснащаться новыми подлодками проекта 636.3 – то есть по мере прибытия «Варшавянок» с «Адмиралтейских верфей» старые субмарины проекта 877 будут выводиться из состава флота. Однако нельзя исключать, что некоторое количество этих кораблей останется на боевом дежурстве, и в течение некоторого времени общее число ДЭПЛ ТОФ превысит нынешние 6 единиц.
Северный флот также будет пополняться новыми лодками – на данный момент в его составе всего 3 «Палтуса» и «Санкт-Петербург». Вероятно, две субмарины проекта 677Д, которые сейчас строятся, направят именно на север, чтобы довести общее число ДЭПЛ до 6 штук. По всей видимости, и новые лодки того же проекта предназначены для СФ с целью создания соединения из 6 одинаковых судов. Вместе с тем нельзя исключать, что существующий контракт на 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота может быть уменьшен до 4 единиц, а вместо оставшихся двух на Северный флот поступят новые «Лады».
Исходя из этого, можно предположить, что к концу текущей Государственной программы вооружений субмарины проекта «Палтус» полностью покинут состав ВМФ России. В то же время общее количество дизель-электрических подводных лодок увеличится: если сегодня на вооружении стоят 11 «Палтусов», 6 «Варшавянок» и одна «Лада», оставшаяся в опытной эксплуатации, то к 2028 году ожидается наличие 8 «Лад» (2 — на Балтийском флоте, 6 — на Северном) и 12 «Варшавянок» (по 6 на Черноморском и Тихоокеанском флотах).
Безусловно, нам потребуется гораздо больше таких кораблей, особенно учитывая резкое уменьшение числа МАПЛ, однако сомнительно, что на это выделят нужные средства. Ведь для выполнения этой программы в ближайшие десять лет предстоит построить пять новых ДЭПЛ проекта 677 и четыре – 636.3, кроме того, предстоит ввести в эксплуатацию по две ДЭПЛ проектов 677Д и 636.3, которые сейчас находятся на различных этапах строительства.
/Андрей из Челябинска, topwar.ru/