Посетитель из прошлого
Идею создания нового поколения европейского авиационного комплекса начали разрабатывать значительно раньше, чем обычно думают. Даже исключив разработки, проводившиеся в 80-х и 90-х годах (по сути, наследие холодной войны), сохраняется множество концепций, которые, откровенно говоря, не удалось воплотить в жизнь. В этом контексте стоит вспомнить программу Future Offensive Air System, или FOAS, которая была нацелена на замену ударного самолета Королевских военно-воздушных сил — Tornado GR4.
Программу FOAS прекратили в июне 2005 года, заменив её на Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которая впоследствии также была закрыта. В 2012 году Франция подписала Меморандум о вступлении в британскую программу в рамках беспилотной боевой авиационной системы будущего Future Combat Air System (FCAS), базирующуюся на технологических демонстраторах Taranis и Dassault nEURON. Напомним, это крупные беспилотные летательные аппараты с потенциалом ударных возможностей и возможной малозаметностью.
Возникает еще большая путаница, поскольку недавно объявленный проект по созданию франко-немецкого истребителя также получил название FCAS (в английской версии) или SCAF (во французском варианте — Système de combat aérien du futur). Дополнительным источником замешательства стало то, что Франция формально не прекратила сотрудничество с Великобританией в рамках первого Future Combat Air System, несмотря на то, что новый европейский истребитель разрабатывается уже без участия британских специалистов.
Однако это, скорее, лишь формальность. Уже давно ясно, что будущий оборонный союз между Францией и Германией будет только усиливаться, оказавшись в окружении России и США. В то же время давние заклятые враги (а также новые верные союзники) приложат все усилия, чтобы не допустить британцев к своим новым разработкам. Попросились уйти — значит, уходите: такова позиция нынешних лидеров ЕС.
В связи с этим генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье недавно отметил примерно следующее: «Brexit склонен отнимать энергию и финансовые ресурсы нашего британского партнера, который не всегда готов реализовывать с нами масштабные проекты».
Однако это уже детали, ведь еще в прошлом году Дидье Квентин, член французской парламентской комиссии по иностранным делам, заявил, что Франция «только что отказалась от совместного демонстрационного проекта по боевым беспилотникам в рамках Future Combat Air System (FCAS)». Можно сказать, что вопрос закрыт.
Ударим вместе
Попробуем прямо ответить на вопрос, что именно сейчас разрабатывают европейские страны. Еще в 2017 году Airbus Defense and Space неожиданно представила концепт истребителя нового поколения New Fighter, который, по заявленной идее, должен стать частью системы FCAS. Тем не менее, это был лишь концепт, появившийся после фактического прекращения франко-британской инициативы.
Существенно другое: в апреле прошлого года министр обороны Франции Флоранс Парли и руководитель немецкого Минобороны Урсула фон дер Лейен подписали договор о начале разработки боевого истребителя, который заменит Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon в период 2035-2040 годов.
Читайте также В погоне за Люфтваффе. 1944-45 годы: разворот и окончательное пике
Уже в июле 2018 года компания Dassault Aviation представила в своем видео первое изображение самолета, который мало напоминал «эйрбасовский» New Fighter. На показанном рисунке видна пилотируемая боевая машина без вертикального оперения и характерного для «французов» переднего горизонтального оперения. Вот такой минимализм.
Самолет получили условное название New Generation Fighter (NGF), а все программу обозначили привычным сокращением FCAS или SCAF. Напомним, что в рамках данной инициативы планируется создать не только истребитель, но и новые беспилотные летательные аппараты, а также современные системы разведки, управления и наведения. Проще говоря, это самая амбициозная военная программа в Европе. Сложно представить, кто в Старом Свете сможет с ней конкурировать.
Следует подчеркнуть, что проект NGF постоянно развивается. Реальное появление общеевропейского истребителя следующего поколения произошло в феврале 2019 года, когда Франция и Германия подписали договор о запуске концептуального этапа научных исследований в рамках программы по созданию нового истребителя.
«Этот важный этап является фундаментом для обеспечения стратегической автономии Европы в грядущем. Мы, компания Dassault Aviation, задействуем свои ресурсы в роли системного архитектора и интегратора, чтобы удовлетворять запросы государств и сохранить наш континент как ведущего игрока в сфере разработки воздушных боевых систем», — отметил Эрик Трапье по поводу упомянутого события.
Если выразиться коротко, французы подтвердили, что Dassault Aviation играет ключевую роль в разработке нового самолета. Это имеет большое значение, поскольку у них имеется опыт, отсутствующий у Германии. Дело в том, что немцы не создавали полностью национальные истребители с конца Второй мировой войны. Eurofighter Typhoon является совместным европейским проектом.
Читайте также Долгосрочный контракт на «Супер Хорнеты» для Малайзии
В феврале 2019 года стало известно, что к созданию франко-немецкого истребителя подключилась Испания. Испанский министр обороны Маргарита Роблес подписала соответствующее соглашение во время встречи министров обороны стран НАТО в Брюсселе. По словам самой Роблес, Испания «вступает в этот проект на равных правах с Германией и Францией».
Звучит впечатляюще, особенно учитывая, что у Испании нет истребителей пятого поколения. Однако равенство здесь скорее условное. На данный момент New Generation Fighter представляется как союз немецких финансов и французского опыта. Остальные страны, вероятно, будут участвовать на тех же условиях, которые когда-то были у Турции в программе F-35.
NGF: что ожидает проект дальше?
Значительным событием, произошедшим после заключения соглашения на разработку New Generation Fighter, стала демонстрация… еще одного концепта европейского истребителя нового поколения. Речь идет о британском Tempest, вызвавшем интерес у Италии.
Важным элементом презентации стал демонстрация полноразмерного макета, чего пока не могут показать разработчики New Generation Fighter. В целом, этот проект кажется весьма необычным, и специалисты не исключают, что в перспективе Британия может присоединиться к проекту NGF. Объяснение этому вполне очевидно. На данный момент ни одна из европейских стран в одиночку не способна справиться с созданием истребителя шестого поколения, стоимость которого может достигать от 50 до 100 миллиардов долларов. У Великобритании таких средств просто нет.
Разработать боевой самолет нового поколения способны лишь немногие государства, обладающие мощным экономическим и научно-техническим потенциалом. Впрочем, вероятно, к такому проекту в той или иной форме подключатся многие страны мира.
Еще одним недостатком «Темпеста» является то, что рынок боевой авиации ограничен и не способен одновременно принять несколько крупных проектов. В итоге успеха добьет либо NGF, либо британский истребитель. Как упоминалось ранее, последний вариант менее вероятен.
/Илья Легат, topwar.ru/