Учебные центры опережающей профессиональной подготовки формируют направление развития системы образования

Центры профессиональной подготовки будущего формируют направление развития образования

Участники пресс-конференции подчеркнули:

„Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) выступают в роли ведущих учреждений, определяющих направление развития профессионального образования в регионах Российской Федерации“.

Действуют и были организованы 30 Центров обработки полетов.

В 2019 году было открыто 15 центров, из которых 14 профинансированы за счет федеральной субсидии в рамках проекта «Молодые профессионалы», а один — за счет регионального бюджета Сахалинской области. В 2020 году дополнительно создано еще 15 ЦОПП, все они также получили финансирование из федеральных средств, выделенных Министерством просвещения Российской Федерации.

Выделились две модели функционирования ЦОПП:

  • ЦОПП является структурным подразделением образовательной организации профессионального типа (иногда в некоторых высших учебных заведениях — Амурская область, Ставропольский край).
  • ЦОПП представляет собой самостоятельную некоммерческую организацию.

Центры профессиональной подготовки опережающего типа приобретают статус новых брендов в области развития навыков. Это современные площадки с разделением помещений по их функциональному назначению, оснащённые для проведения проектной работы: встреч, дискуссий, презентаций, лекций, профориентационных событий и прочего.

Современные ЦОППы оборудованы передовыми VR/AR-технологиями, программно-виртуальными комплексами виртуальной реальности, тренажёрами и прочими средствами, что позволяет проводить профориентационные мероприятия и профессиональные пробы. В настоящее время в этих центрах трудятся свыше 360 специалистов: эксперты по большим данным, программисты, аналитики и методисты. Однако основное преимущество и инновационная составляющая работы ЦОПП заключается в том, что для реализации создаваемых ими программ они получают доступ к ресурсам (материально-техническим, кадровым, методическим) всех профессиональных образовательных учреждений региона Российской Федерации, а при необходимости и по соглашению — к ресурсам вузов, научно-исследовательских центров, предприятий и организаций разных форм собственности.

Кроме обеспечения функциональности помещений, на ЦОПП возложена важная задача адаптации системы среднего профессионального образования к изменениям, ожидаемым в экономике регионов Российской Федерации.

Изучая и обрабатывая данные из региональных стратегических документов, программ развития муниципалитетов, отраслей и предприятий, а также используя широкий спектр ресурсов ЦОПП для создания условий образовательного предвосхищения, центры становятся катализаторами инноваций в регионах Российской Федерации. Формируя актуальные компетенции и новые образовательные программы, ЦОПП обеспечивают регионы квалифицированными специалистами современной формации. В результате это способствует росту инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

В настоящее время можно уверенно утверждать, что ЦОППы успешно протестировали сборку и внедрение программ опережающей профессиональной подготовки. Были реализованы следующие программы:

  • для учащихся общеобразовательных учреждений;
  • по запросу работодателей;
  • для лиц, приближающихся к пенсионному возрасту;
  • программы профессиональных курсов;
  • программы, специализированные для отрасли;
  • программы, ориентированные на навыки завтрашнего дня.

Кроме выполнения образовательных программ, ЦОППы также активно занялись организацией разнообразных профориентационных мероприятий: было проведено свыше 500 таких мероприятий, в которых приняли участие около 200 000 человек.

Одним из главных направлений работы ЦОПП выступает установление партнерских связей с инновационно развивающимися компаниями и секторами экономик регионов.

Для разработки и внедрения программ опережающей подготовки в 2019 году четырнадцать центров организовали партнерскую сеть, включающую 78 организаций с разными формами собственности. В 2020 году в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» пятнадцать центров опережающей профессиональной подготовки создали партнёрскую сеть из 43 работодателей.

Экспертные группы, созданные при участии работодателей, выполняют работу, в том числе, по таким направлениям:

  • создание учебных курсов;
  • внедрение учебных программ;
  • вовлечение в составление описания навыков;
  • участвование в создании учебных материалов (включая программы образовательных модулей и методики преподавания);
  • подтверждение качества образовательных программ;
  • участие в организации и проведении мероприятий по профориентации.

В качестве экспертов в работе ЦОПП были задействованы 98 специалистов, представляющих предприятия и организации различных форм собственности. При их участии в 2019–2020 годах центрами было создано 1 423 программы опережающей профессиональной подготовки, включая направления по компетенциям: «Аналитика BIG DATA», «Сити-фермерство», «Локальные энергосберегающие системы», «Цифровизация и роботизация транспортного сервиса», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Визуальный мерчендайзинг», «Цифровое земледелие» и другие.

Работодатели могут принимать участие в работе центров опережающей профессиональной подготовки по разнообразным направлениям как на коммерческой основе, так и при совместном финансировании мероприятий, проводимых этими центрами.

В процессе выполнения проекта субъекты Российской Федерации определили для себя следующие цели:

  • уменьшение неэффективной «социальной занятости» с перераспределением фонда заработной платы в пользу «новых специалистов» и параллельное внедрение системы переобучения высвобождаемых работников из других групп;
  • смещение акцента в образовательных программах с освоения предметных знаний и запоминания фактов на формирование личностных и метапредметных навыков;
  • осознание компаниями и сотрудниками важности постоянного профессионального роста и непрерывного обучения;
  • введение нового цифрового решения для оформления индивидуальных образовательных маршрутов и разработки современных образовательных программ.